Серебрякова Зинаида Евгеньевна
(1884–1967)
Отец – скульптор Евгений Александрович Лансере, дед – архитектор Николай Леонтьевич Бенуа. Брат, Е.Е. Лансере, и дядя, А.Н. Бенуа, – художники. Окончила Коломенскую женскую гимназию в Петербурге, занималась в художественной школе княгини М.К. Тенишевой у И.Е. Репина и в мастерской О.Э. Браза в Петербурге. Копировала произведения старых мастеров в Эрмитаже. В 1905–1906 жила во Франции, училась в Академии Гранд-Шомьер в Париже, изучала и копировала искусство старых мастеров в парижских музеях. Путешествовала по Крыму (1911, 1913), Швейцарии, Италии, работала в Харькове (1918–1920). В 1920–1924 жила в Петрограде. Участница СРХ, представительница неоклассицизма и младшего поколения «Мира искусства»; одна из ключевых художниц русской эмиграции. Мастер портрета, декоративных панно, многофигурных композиций, работала в акварели и пастели. В 1915–1916 создавала эскизы росписей Казанского вокзала в Москве (не осуществлено). В 1918–1920 работала в Археологическом музее при Харьковском университете. В 1924 эмигрировала во Францию. В середине 1920-х путешествовала по Англии, Германии и Бельгии, в 1928 и 1932 посетила Марокко. В течение 1929–1939, 1945–1959 неоднократно бывала в Италии, Швейцарии, Англии, Бельгии. Автор цикла декоративных панно для особняка барона Ж.-А. де Броуэра (1936–1937). Участница выставок русского искусства в США (передвижная, 1924–1925), Париже (1927 и 1932), Брюсселе (1928), Берлине и Белграде (1930), Риге (1932), Праге (1935). Работы хранятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.
Пейзаж с рекой. Село Нескучное Курской губернии. Конец 1900-х – начало 1910-х
Пейзаж с рекой. Село Нескучное Курской губернии. Конец 1900-х – начало 1910-х
Бумага верже, темпера. 46×52,5
Автопортрет. 1919–1921
Автопортрет. 1919–1921
Бумага верже, карандаш, пастель. 30,5×25 (22,2×18)