Учился в иконописных мастерских в Алтыре и Казани, на вечерних курсах СХПУ и живописном отделении МУЖВЗ у Н.А. Касаткина, А.Е. Архипова, К.А. Коровина, С.В. Иванова, В.А. Серова; затем на скульптурном отделении у С.М. Волнухина. В 1906–1914 жил в Италии и Франции, по возвращении в Россию руководил собственными художественными студиями в Москве и Екатеринбурге, проектировал памятники и скульптурный декор зданий для Ленинского плана монументальной пропаганды. Член ОРСа. Крупнейший мастер модернистской скульптуры, в своем искусстве соединил мотивы и стилистику народного эрьзянского искусства, влияния модерна и скульптуры парижской школы; известен, как автор проектов преобразования гор в монументы. В 1927–1950 жил в Аргентине, экспериментируя с местными породами дерева (кебрачо, альгарробо, урундай), работал в цементе и мраморе. Вернувшись в СССР, получил мастерскую в подвале на 2-й Песчаной улице, которая стала центром неофициальной культуры 1950-х. В 1927–1930 состоял в партнерстве со своей ученицей и ассистенткой, скульптором Ю.А. Кун. Работы хранятся в ГТГ, ГРМ, Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи и др.