Обучался иконописному ремеслу в Астраханском духовном училище и семинарии, брал частные уроки рисования у П.А. Власова, посещал Астраханский кружок любителей живописи и рисования. Учился в ВХУ при ИАХ у В.Е. Савинского и И.И. Творожникова, затем в мастерской И.Е. Репина. В 1900–1903 получал персональную стипендию Николая II. Ежегодно работал на Кавказе, в Крыму и Поволжье. Награжден золотой медалью ИАХ, званием классного художника (1903). Как пенсионер ИАХ посетил Испанию и Францию, работал в парижской студии Р. Менара (1904). Академик ИАХ (1909). Преподавал в школе Е.С. Зарудной-Кавос и «Новой художественной мастерской». Сооснователь НОХ, член СРХ, «Мира искусства», АХРР; экспонент Венского сецессиона, дягилевских выставок русского искусства в Европе, русского искусства в Нью-Йорке (1924). Живописец, график, сценограф, скульптор, художник книги, ведущий деятель последнего поколения «Мира искусства», мастер неоакадемического портрета; создал узнаваемый, ярко декоративный образ уходящей купеческой России. Сотрудничал с журналами «Жупел», «Адская почта», участник «Календаря русской революции». Работал с театром К.Н. Незлобина, МХТ, Второй студией МХАТ, разрабатывал праздничное агитоформление Петрограда. Много путешествовал по России и Европе, работал в с. Семёновском Костромской губернии. С 1916 из-за паралича нижней части тела творческая работа Кустодиева была сильно затруднена. Работы хранятся в ГТГ, ГРМ, Астраханской государственной картинной галерее им. П.М. Догадина и др.
Автопортрет с обнаженной моделью.1910-е
Бумага, акварель, графитный карандаш. 16,3×15,4
Петербургский пейзаж. 1910-е
Бумага, акварель. 29,8×42 (17,5×26,7)
Волжский город. 1910-е
Бумага, графитный карандаш. 19,8×26,7
Две купальщицы. Из цикла «Купальщицы». 1926
Линогравюра. 33×34,8 (22,5×24,3)
Купальщица. 1926
Линогравюра. 32,5×18,2 (21,5×7,7)
Купальщица с шалью. Из цикла «Купальщицы». 1926
Линогравюра. 18,8×12,7 (11,5×8,4)
Купальщица. 1926
Линогравюра. 23,2×31,7 (16,3×24,4)
Пишбарышня в Крыму. 1927
Линогравюра, белила. 33×28 (30×24,6)
Портрет Н.Ф. Монахова. 1926
Линогравюра. 55,1×46,8 (45,6×39,8)
Ярмарка в деревне. 1927
Линогравюра. 37,5×40,5 (34,7×38)
Портрет П.Л. Капицы. 1926
Линогравюра. 39,2×36 (28,2×25,4)
«Под милашкину гармошку…». Для неосуществленной серии «Народные картинки». 1927