Учился в МУЖВЗ у К.Н. Горского, В.Н. Бакшеева, Н.А. Клодта, познакомился там с М.Ф. Ларионовым и С.Ю. Судейкиным. После организации совместной выставки все трое были исключены из училища; продолжил обучение в частной мастерской в Мюнхене. Экспонент «Голубой розы», «Стефаноса», «Союза молодежи», «Бубнового валета», «Мишени» и «Ослиного хвоста»; салонов «Золотого руна», состоял в группах «Мир искусства», «Маковец», ОМХ, АХРР. Представитель позднего символизма и ретроспективизма, испытал влияние примитива. В 1918 заведовал студией изобразительного искусства Пролеткульта в Тамбове, преподавал в Нижегородском художественном техникуме (1923) и в Тамбовской студии изобразительного искусства (1926–1927), затем вернулся в Москву. Акварелист-виртуоз, иллюстратор и автор станковых серий. В годы антиформалистической кампании был причислен прессой к «шайке формалистов "три Ф": Фальк, Фаворский, Фонвизин», однако успешно выставлялся в 1940–1960-х. В этот период писал сценические портреты театральных актрис, цветы и фантазии на цирковые темы. В 1943 из-за немецкого происхождения был выслан в Казахстан, работал над циклами «Караганда» и «Извозчики». В 1958–1960 жил в деревне Пирогово. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970). Работы хранятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.
Портрет Н.М. Весниной, супруги архитектора В.А. Веснина. 1944