Учился на физико-математическом факультете МГУ, был активным участником социал-демократических кружков, несколько раз сидел в тюрьме за участие в революционном движении. В 1906 эмигрировал, вернулся в Москву под чужой фамилией. Учился на курсах искусств при гимназии Ю.П. Бесс у Ф.И. Рерберга, С.В. Ноаковского и Н.П. Ульянова, в студиях В.Н. Мешкова и И.И. Машкова, в скульптурной мастерской М.М. Блок, в МУЖВЗ у С.М. Волнухина. Педагог и общественный деятель, стоявший у истоков советской модернистской скульптуры, один из организаторов ленинского плана монументальной пропаганды, теоретик искусства. Автор понятия «скульптурный колорит». Член ОРСа, объединения «Монолит», руководитель Московского профсоюза скульпторов-художников. В 1919 организовал и возглавил Живскульптарх при Наркомпросе РСФСР, где разрабатывал вопросы синтеза искусств. Экспонент выставок «Мира искусства» (1921, 1922), ОМХ (1927–1932), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932–1933), Первой русской художественной выставки в Берлине (1922), Международных выставок в Венеции (1924, 1928, 1930), Художественно-кустарной выставки СССР в США (1929) и др. Автор станковых кубистических работ, монументальных композиций на темы революции, серии портретов революционеров. Преподавал в Пролеткульте, ГСХМ – Вхутемасе – Вхутеине, Московском областном художественном педагогическом училище изобразительных искусств памяти восстания 1905 года. В 1950-е автор первого учебно-методического пособия по скульптуре; оставил преподавание из-за обвинения в формализме; жил в Ново-Абрамцевском поселке художников, работая над проектами памятников историческим деятелям. Работы хранятся в ГТГ, ГРМ и др.