Чехонин Сергей Васильевич
(1878–1936)
Работал конторщиком, чертежником, кассиром на пароходной станции. Учился в Рисовальной школе ОПХ у Я.Ф. Ционглинского, в художественной школе княгини М.К. Тенишевой у И.Е. Репина, в Свободной студии в Петербурге. С 1904 работал в Абрамцевской гончарной мастерской С.И. Мамонтова под руководством М.А. Врубеля и П.К. Ваулина, участвовал в изготовлении майоликовых панно для гостиницы «Метрополь» в Москве. График, живописец, керамист, иллюстратор, сценограф и декоратор, мастер шрифта и экслибриса. Член «Мира искусства». В 1905–1906 рисовал для сатирических журналов, издавал журнал «Маски»; автор обложек, виньеток и издательских марок для издательств «Просвещение», «Шиповник», издательства Общины Святой Евгении и др. Разработал первые образцы агитфарфора и раннесоветской геральдики; в 1918–1923 и 1925–1927 художественный руководитель ГФЗ – ЛФЗ, автор проектов герба РСФСР, печати Совнаркома, эскизов банкнот и серебряных монет, проектов агитоформления Петрограда (1918). Член Коллегии ИЗО Наркомпроса. Экспонент Международной выставки (Париж, 1925), Всесоюзной выставки советского фарфора (1926), выставок книжного искусства во Флоренции (1922) и Лейпциге (1927), русского искусства в Европе, США и Японии (1922–1929). В 1928 эмигрировал во Францию, где рисовал для журнала «Voguё», сотрудничал с театром-кабаре Н.Ф. Балиева «Летучая мышь», «Русским балетом Веры Немчиновой». В последние годы создавал эскизы тканей, фарфора, мебели, ювелирных украшений. Работы хранятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Лувре (Париж), Люксембургском музее и др.