Занимался в студии М.Е. Харламова, затем во Вхутемасе у А.В. Шевченко, одновременно закончил ВГИК. Организатор и первый председатель «Цеха живописцев», член обществ «Гармония и ритм», ОМХ, «Бытие». Соорганизатор выставки «Цветодинамос и тектонический примитивизм» (1919). С начала 1920-х много путешествовал с научными экспедициями по Средней Азии, посетил Джугарское и Заилийское Алатау, горы Казахстана, Памир и Таджикистан, писал пейзажи и постконструктивистские композиции. В 1949 исключен из МОСХа по обвинению в формализме, после чего значительная часть его ранних произведений была уничтожена музейными сотрудниками. Восстановлен в МОСХе в конце 1950-х, однако в официальных выставках больше участия не принимал. Разработал собственное направление послевоенного модернизма – «магический символизм», создавал небольшие неопримитивистские композиции на античные, библейские и ориентальные мотивы. С 1950-х состоял в браке с поэтессой Л.Ф. Окназовой; их квартира стала одним из центров московской неофициальной культуры 1970–1980-х годов. Работы хранятся в ГТГ, ГМИ РК им. А. Кастеева в Алматы, ГМИ РК им. И.В. Савицкого в Нукусе.