Училась с 14 лет в Киевской скульптурной школе, в 16 лет поступила в скульптурное ателье Русской академии в Париже, где сблизилась с мастерами Парижской школы – Х. Орловой, О. Цадкиным, А.П. Архипенко, Ж. Липшицем и др.; испытала влияния О. Родена и А. Майоля. По возвращении в Россию участвовала в осуществлении Ленинского плана монументальной пропаганды в Харькове и Москве. Участница «Мира искусства», МТХ, ОРСа, член-учредитель «Четырех искусств». Преподавала во Вхутемасе (1920–1926), по рекомендации В.А. Фаворского отправлена в командировку в Италию (1926–1928). Автор памятников и мемориальных досок, создала галерею портретов современников (А.П. Платонов, А. де Сент-Экзюпери, Я.М. Свердлов), многие из которых решены в духе кубизма, примитивизма или неоархаики. Одна из первых работ серии – экспериментальный портрет В.Я. Брюсова (1924). В 1970-х была заметной фигурой в кругах московского неофициального искусства. Дочь – историк архитектуры Н.А. Пекарева. Работы хранятся в ГТГ, ГРМ и др.