Учился в Политехническом институте, параллельно посещая классы Общества поощрения художеств и лекции Института истории искусств, у И.Я. Билибина в Рисовальной школе при ОПХе, у П.А. Шиллинговского в петроградском Вхутеине (1922–1924). В 1914–1922 принимал участие в Первой мировой и Гражданской войнах, воевал в частях Красной армии. Участник и соорганизатор группы «13», один из пропагандистов свободного рисунка пером в книжной и журнальной графике. В отличие от В.А. Милашевского, не придерживался принципа документальности, наиболее известен ретроспективными иллюстрациями к русской и западной классике для издательства «Academia», а также экспериментальным оформлением поэмы «Евгений Онегин» заставками, выдержанными в стиле рисунков А.С. Пушкина (Золотая медаль Всемирной выставки, Париж, 1937). Активно работал в иллюстрации до 1970-х, занимался литографией и станковой акварелью, писал натюрморты и пейзажи, близкие работам довоенных мастеров ленинградской школы. Автор мемуаров и искусствоведческих статей. С 1942 состоял в браке с художницей Т.А. Мавриной. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), член-корреспондент АХ СССР (1967), народный художник РСФСР (1972). Работы хранятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.
Пейзаж с деревом. 1930-е
Бумага, акварель. 31,3×44,5
Пейзаж с рекой. Оборот. 1930-е
Бумага, акварель. 44,5×31,3
Лес. 1910–1920-е
Бумага, тушь, перо, кисть. 36,3×47
Зима. 1939
Бумага, акварель. 47,2×36
Пушкин в гостях. 1930-е
Бумага, тушь, кисть. 39,3×30,5
Прекрасная Елена. Иллюстрация к очеркам С.Н. Терпигорева «Оскудение. Очерки и заметки тамбовского помещика». 1955