Учился в Пензенском и Киевском художественных училищах, занимался у Н.К. Грандковского, П.И. Коровина, А.Ф. Афанасьева, В.К. Менка и Н.К. Пимоненко, затем в частной студии Д.Н. Кардовского в Петербурге. Экспонент «Мира искусства», выставки «Венок-Стефанос», член-учредитель объединений «Московские живописцы» и ОМХ, член АХРР, один из идеологов и основателей группы «Бубновый валет». Совершил поездки по Франции и Италии, занимался в академии Ля Палетт у А. Ле Фоконье и Ж. Метценже, сблизился с Ф. Леже и Р. Делоне, познакомился с футуризмом, в 1914 вместе с К.С. Малевичем и В.В. Маяковским работал в издательстве «Сегодняшний лубок». Оформлял спектакли московских театров, участвовал в украшении улиц Москвы к 1 Мая 1918 года, входил в ученый совет Инхука и коллегию Отдела ИЗО Наркомпроса. С 1918 преподавал в ГСХМ – Вхутемасе – Вхутеине, затем в МИИИ – МГХИ (1937–1943). В 1930-е перешел от узнаваемо ярких панно в сезаннистском и футуристическом духе к полотнам на темы индустриализации, труда и спорта, сохранив богатую тонкую палитру и влияния символизма. Работы хранятся в ГТГ, ГРМ, картинной галерее им. К.А. Савицкого, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, в Национальной галерее в Праге и др.
Натюрморт с сосудами и вазой с фруктами. Около 1908
Холст дублированный, масло. 69×89,5
Красный платок. 1910
Холст, масло. 84,5×71,5
Женщина на солнце (М.П. Лентулова). 1910
Холст дублированный, масло. 45,5×65
Портрет двух девушек. 1911
Холст, масло. 69,5×86,5
Алупка. Пейзаж с церковью. 1916
Холст, масло. 100×88,2
Фрагмент группового портрета (предположительно с В.В. Каменским). 1916
Холст, масло. 77,7×85,6
Фрагмент театрального задника (к «Виндзорским проказницам» (?); «Жар-птице» (?)). 1916
Холст, масло. 80,5×116
Обнаженная, надевающая чулки. Этюд к картине «В мастерской художника». 1923