Учился в иконописной мастерской в Москве, затем у В.Н. Мешкова и в МУЖВЗ у Н.В. Неврева, Н.Н. Ге, И.М. Прянишникова, К.А. Савицкого, В.А. Серова. Удостоен четырех малых (1897–1900) и большой (1900) серебряных медалей, получил звание неклассного художника. В 1901–1903 работал в мастерской В.А. Серова и К.А. Коровина. Побывал в Новом Афоне для получения заказа на росписи монастыря (не состоялся; 1905), посетил Эстонию (1903), Австрию и Италию (1907); в 1912, как стипендиат фонда Е.Д. Поленовой, посетил Германию и Италию (совместно с П.П. Муратовым). Живописец, график, сценограф, педагог, теоретик искусства, представитель модерна и неоклассики; в 1910-е испытал влияния кубизма и супрематизма. Член объединений «Свободная эстетика», СРХ, «Мир искусства», АХРР, «Жар-цвет», «Четыре искусства» (член-учредитель). Экспонент выставок МТХ, Осеннего салона, Международной выставки (Рим, 1911), «Стефанос», «Золотое руно», «Художники РСФСР за 15 лет» (1932–1933). В 1905–1929 оформлял спектакли в московских театрах, сотрудничал с киностудией «Межрабпом-Русь». Автор портретов деятелей искусства (Н.Н. Ге, А.П. Чехова, К.Д. Бальмонта, К.С. Станиславского и др.) и живописного цикла «Пушкин в жизни» (1930-е). Преподавал в частных школах Е.Н. Званцевой и А.А. Хотяинцевой (1901–1906), в собственной школе живописи и рисунка (1901–1907), СЦХПУ (1915–1918), ГСХМ – Вхутемасе (1918–1922), Пречистенском практическом институте (1919–1921), МХИ им. В.И. Сурикова (1943–1945, профессор). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), лауреат Сталинской премии (1948). Член-корреспондент АХ СССР (1949). Работы хранятся в ГТГ, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.