Учился в самарской мастерской у Ф.Е. Бурова, в ЦУТР барона А.Л. Штиглица в Петербурге, в МУЖВЗ у Н.А. Касаткина, А.Е. Архипова, Л.О. Пастернака, В.А. Серова и К.А. Коровина. Посещал школу А. Ажбе, занимался в Академии Ф. Коларосси и частных академиях Парижа. Предпринял путешествия в Италию, Германию, Англию, Грецию и Северную Африку. Живописец и график, монументалист, теоретик искусства, писатель, художник театра и книги. Экспонент парижского Осеннего салона (1906–1908), объединений «Золотое руно», «Голубая роза», участник «Мира искусства»; член-учредитель «Четырех искусств» и Вольной философской ассоциации. Преподавал в школе Е.Н. Званцевой (1910–1917); после 1917 участвовал в реорганизации системы художественного образования, преподавал в индивидуальной мастерской ПГСХУМ (1918-1921), на живописном отделении Вхутемаса – Вхутеина – ИНПИИ – ИЖСА до 1932, создал собственную живописную школу со множеством учеников. Первый председатель ЛОССХа (1932). Разработал свою версию модернизма, основанную на принципах сферической перспективы и трехцветного спектра, синтезировал влияния русской иконы, живопись раннего Возрождения, наследие европейского символизма и русского неоклассицизма. Один из ключевых живописцев довоенного периода, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Работы хранятся в ГТГ, ГРМ, Доме-музее Максимилиана Волошина в Коктебеле, Художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина и др.