Софронова Антонина Фёдоровна
(1892–1966)
Училась в художественной школе Ф.И. Рерберга, в студии живописи и рисования И.И. Машкова. Участница групп «Бубновый валет», «Мир искусства», МТХ, ОМХ, «13». Занималась дизайном тканей, преподавала в Тверских ГХСМ (1920), где познакомилась с М.К. Соколовым и вслед за ним постепенно отошла от конструктивизма и декоративного кубизма к свободному рисунку пером и неоромантической пейзажной живописи. В этой манере создавала книжные иллюстрации и отдельные станковые циклы к произведениям А. Блока, А. Белого, А. Франса, А.С. Грина и др. После разгрома группы «13» подверглась обвинениям в формализме, работала ретушером издательства «Медгиз» (1936–1958), продолжая заниматься искусством. Помимо городских и сельских пейзажей, создала серию портретов «Бывшие актрисы» (1939–1941). В 1945 принята в МОСХ. Одна из немногих крупнейших мастеров советского модернизма 1930–1960-х, сохранивших в своей работе явную опору на символизм. Занималась поэзией, оставила воспоминания. Состояла в браке с художником Г.М. Блюменфельдом (1893–1920), дочь – художница И.Г. Евстафьева. Работы находятся в ГТГ, ГРМ, Орловском областном музее изобразительных искусств, Тверской областной картинной галерее и др.
Два дерева. 1919
Холст, масло. 61,2×48,2
Портрет М.К. Соколова. 1931
Бумага, карандаш. 21×17,5
Прохожие. 1935
Бумага, акварель, тушь, перо. 30,8×35,4
Белые птицы. 1936
Холст, масло. 60×75,5