Карахан Николай Григорьевич
(1900–1970)
Учился в Туркестанской краевой художественной школе в Ташкенте (1919–1921) у А.В. Исупова и С.П. Юдина. В 1921 призван на военную службу, на фронте продолжал работать как художник. Член Ташкентского филиала АХРР. Один из ведущих представителей узбекской школы живописи, испытал влияние сезаннизма и постимпрессионизма, а также живописи Р.Р. Фалька и А.Н. Волкова. Был близок У.Т. Тансыкбаеву и М.И. Курзину. Мастер пейзажа и портрета, наиболее известен своими ранними модернистскими работами на темы индустриализации в Узбекистане, характерные жесткой неопримитивистской пластикой и фантастичными интенсивными созвучиями локального цвета. После войны поменял манеру под влиянием антиформалистических кампаний, обратился к «реалистическому пейзажу». Преподавал рисунок в Туркменском педагогическом техникуме (1925–1934), живопись в Ташкентском художественном училище (1934–1941). Народный художник Узбекской ССР. Работы хранятся в ГТГ, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте, ГМИ РК им. И.В. Савицкого в Нукусе и др.
Пейзаж с домами. Начало 1920-х
Пейзаж с домами. Начало 1920-х
Картон, масло. 36×27,3
Горный склон. 1926
Горный склон. 1926
Картон, масло. 26,5×36,2
У водоема. 1920–1930-е
У водоема. 1920–1930-е
Картон, масло. 30,5×42,3
Пейзаж с трубой. 1920–1930-е
Пейзаж с трубой. 1920–1930-е
Картон, масло. 15×20
 Пейзаж с восточными постройками. 1920–1930-е
Пейзаж с восточными постройками. 1920–1930-е
Картон, масло. 32,5×46
Голубые деревья. Середина 1930-х
Голубые деревья. Середина 1930-х
Картон, масло. 21,6×27,5
Маки цветут. Красный склон. 1941
Маки цветут. Красный склон. 1941
Картон, масло. 15,8×22,3