Тогда что же стоит за повторяемостью ленинградских пейзажей ( в блокадные годы ещё более пронзительных) с их прекрасной ясностью? За обнаженными Лебедева, то естественными, то как бы насмешничающими над зрителем? За бесконечными образами детей? В начале семидесятых выдвинули термин – третий путь. Слишком уж очевидно было, что этому искусству не по пути ни с соцреализмом, ни с авангардом. Новые поколения искусствоведов стали воспринимать это числительное как «третий по счёту», не самый важный. Так себе. В результате появилось представление о стариках, хранителях огня, которые интересны именно прикосновением к учителям, короткому мигу, когда они были здоровыми и молодыми малевичевцами, лебедевцами, матюшинцами, филоновцами и пр. Потом, дескать, сдали, да и как иначе, гонения то были ог-ог- ой!. Так вот. Называй это творчество хоть третий путь, хоть модернизм без манифестов, не важно. Только в горшок не ставь. Горшок априорных концептов. Мне представляется, что поколению, пришедшему в двадцатые, жизненно важны были два момента. Два момента уклонения, позиционирования. Первый – они должны были найти свою версию перехода от радикализма классических «измов» к чему-то своему, индивидуализированному. Второе – они должны были сохранить это свое индивидуализированное в пору, когда пришло время новых тотальных идентичностей ( уже не на уровне формообразования, а, скорее, канона, ритуала, который завел соцреализм). Таким образом, мы имеем дело с отказом от групповых идентичностей ради индивидуальных. Дело жизненной необходимости – конечно, не такого глобального замаха, как у великих предшественников. Там земляниты, планиты, проросль мировая. Зато понятно, к чему привело. Здесь – ближнее: женское тело, соседский мальчишка, вид из окна. Отрефлексировано ли это было – не знаю. Скорее, прочувствовано – отсюда почти ритуальная настойчивость, повторяемость действий : непростое это дело, писать-рисовать ню, крестьянок в поле, детей ( выставлялось редко, только вот иллюстраторы могли утилизировать натурное), сохранить это свое, собственно, - себя, в годы разнообразных исчезновений. Отсюда – самодостаточность, самопогруженность. И очень слабая поддаваемость внешним концептам. Спасибо Роману Бабичеву за то, что настойчиво собирал ленинградских стариков - упорных, упертых в своем жизнелюбии. Ещё бы им не быть жизнелюбивыми – это, пожалуй, они, а не младоконцептуалисты, - настоящие колобки. От одного ушли, и от другого ушли… А от новых напастей – концептов, иерархий, артикуляций – и подавно уйдут.