Александр Григорьев. О прозрачности: оптические среды. Собрание Романа Бабичева
МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Директор Зураб Церетели Исполнительный директор Василий Церетели Первый заместитель директора Манана Попова
Заместители директора Людмила Андреева Алексей Новоселов Георгий Паташури Заведующий научным отделом Андрей Егоров Заведующая экспозиционно-выставочным отделом Екатерина Кудряшова
КУРАТОРЫ Роман Бабичев Мария Доронина
Координатор выставки Анастасия Казакова
Выставочный проект «О прозрачности: оптические среды» представляет собой первый полномасштабный и развернутый показ произведений Александра Григорьева, творческий метод которого восходит к ранним экспериментальным разработкам советского кинетизма. Начало его творчества пришлось на вторую половину 1960-х годов, когда он присоединился к группе «Движение» — художественному коллективу, сыгравшему ключевую роль в становлении направления. Возникшая на волне общей либерализации 1950-х и, с другой стороны, в русле присущей времени склонности к сциентизму, группа «Движение» к концу 1960-х сохранила импульс жизнестроительных, оттепельных ожиданий. Во многом ее члены связывали образы будущего с развитием науки и технологий, расширяющих возможности познания мира, его систематизации и дальнейшего прогрессивного изменения. В рамках коллективной практики Григорьев много занимается проектированием как архитектурных решений для городских событий, так и киберсред — эффектных футурологических театрально-игровых пространств. Совместно со Львом Нусбергом, Галиной Битт, Франциско Инфанте и другими авторами он участвует в разработке и постановке кинетических игр. После распада группы в 1970-х годах художник продолжит заниматься конструктивно-кинетическим проектированием, но в большей степени сфокусируется на живописи, исследуя выразительные возможности картинного пространства и психофизиологические особенности зрительного восприятия. Занимаясь преимущественно разработками полифонических систем геометрического орнамента, что сближает его произведения с классическим западным оп-артом, Григорьев сосредотачивается на детализированном рассмотрении ключевых законов зрительного эффекта. Границы и возможности реакций человеческого глаза и его связь с когнитивными функциями формируют центральный объект его интереса. Прозрачные среды — это элементы глаза, пропускающие и преломляющие лучи света и организующие доступные нам системы видения. Иными словами, это материальная фактура, позволяющая передавать информацию, которая служит своего рода медиатором между разными частицами физического мира. Калейдоскоп их динамического и непрерывного движения разворачивается в стенах этой экспозиции, освещающей ключевые этапы практики художника и фундаментальные принципы устройства взгляда. Мария Доронина